Самолет "Родина"
24 сентября 1938 года три отважных женщины совершили беспосадочный полет на Дальний Восток - и в "бесконечность размашную"
УЧАСТНИЦЫ. Экипаж мечты
То, что 19-летняя харьковская студентка Валентина Гризодубова поступит в аэроклуб, затем в летную школу и станет пилотом гражданской авиации, можно было ожидать. Дочь одного из первых русских летчиков и авиаконструкторов Степана Гризодубова в атмосфере полетов жила с рождения.
У заведующей колхозной птицефермой из-под Бердянска Полины Говяз (по второму браку Осипенко) желание летать возникло, видимо, благодаря браку с военлетом Степаном Говязом. Пилотировать простейший У-2 она выучилась еще 23-летней официанткой летной столовой - и лишь потом, в 1932 году, ее приняли в военную школу летчиков.
И все три мечтали о рекордах, которыми в те годы жила страна. Потому рано или поздно они должны были встретиться.А вот 20-летнюю лаборантку Военно-воздушной академии москвичку Марину Раскову поначалу увлекла кабинетная аэронавигация. Но так сильно, что в 1933 году студентка-заочница сдала экзамен на штурмана самолета, а в 1935-м выучилась пилотировать...
И все три мечтали о рекордах, которыми в те годы жила страна. Потому рано или поздно они должны были встретиться.
ПОДГОТОВКА. Красные буквы на серебристом крыле
Для перелета выделили один из трех опытных экземпляров так и не запущенного в серию дальнего бомбардировщика ДБ-2 - спроектированного в 1935 году под руководством Павла Сухого. Построенный в мае 1937-го на заводе N 156 - в Москве, на углу улицы Радио и Салтыковской набережной Яузы (ныне набережная Академика Туполева), - он имел заводское обозначение "37-3"2 (37-й тип, 3-й экземпляр; принятое в литературе обозначение АНТ-37 в документах не встречается).
А в августе 1938 года дали машине собственное имя - "Родина".
Самолет "Родина" на Щелковском аэродроме перед полетом. 1938 год.
С "37-3" сняли вооружение, установили двигатели специальной сборки, дополнительные бензобаки, новое приборное и радиооборудование. Улучшили обзор из кабины штурмана.
Это слово написали большими красными буквами на нижней поверхности крыла (окрашенного, как и весь самолет, в серебристый цвет), между двумя красными звездами.
24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут "Родина" стартовала с подмосковного Щелковского аэродрома на восток.
Авиаконструктор Павел Осипович Сухой с экипажем "Родины".
Конец сентября - то время года, когда погода на маршруте Москва - Хабаровск резко ухудшается.
Уже через 50 километров4 землю закрыли облака.
И почти все оставшиеся 6400 пришлось преодолевать вне видимости земли, по приборам - беря пеленги на радиомаяки и определяя таким образом свое местонахождение. И если вначале шли над облаками, то перед Красноярском вынуждены были войти в них - столкнулись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.
Начался слепой полет.
За бортом минус семь, и окутавшаяся влагой машина стала обледеневать. Лобовые стекла кабин первого пилота и штурмана покрылись льдом, потускнели и боковые...
Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность.
Она исчезла лишь на 7450 метрах - и до самого Охотского моря "Родина" так и шла не ниже семи тысяч. Экипаж работал в кислородных масках.
Естественно, вырос расход горючего. Его усилил длительный набор высоты, когда моторы работают в очень напряженном режиме.
Но тут отказало радиооборудование.
Карта беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток на самолете "Родина".
Не случайно южнее Тынды Гризодубова изменила маршрут - не довернула вправо, на ведущий к Хабаровску курс 120 , а продолжала идти курсом 90 - строго на восток, к Николаевску-на-Амуре.
Значит, сигналы радиомаяков не слышны, по радиокомпасу лететь нельзя. А пытаться выдерживать, не видя землю, курс 120 по обычному, магнитному компасу опасно.
Следуя курсом 90 , утром 25 сентября 1938 года "Родина" вышла к Тугурскому заливу Охотского моря - четко обозначившемуся внизу через разрывы в облачности.
Значит, мировой женский рекорд дальности уже побит! И надо лишь решить, где садиться (Хабаровск остался далеко позади).
Гризодубова выбрала Комсомольск-на-Амуре (за его хороший аэродром) и повела "Родину" туда - вдоль серебристой нити Амура. Однако Раскова приняла за один из рукавов Амура впадающую в него Амгунь - и самолет пошел вдоль притока...
Когда это выяснилось, Гризодубова решила садиться прямо в тайге.
На неровную поверхность садиться нужно было "на брюхо" - не выпуская шасси. Это грозило смять носовую часть фюзеляжа. А там - кабина штурмана.
Поэтому по приказанию Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом - и добиралась потом по тайге к месту посадки десять дней...
А "Родина", выбив тучи брызг, в 10.45 по Москве приземлилась на заболоченную луговину в 72 километрах южнее поселка Керби.
За 26 часов 29 минут она пролетела 6450 км (по прямой - 5947)
25 сентября 1938 года. Мягкая посадка на болото.
ПРОЩАНИЕ. Без Полины, без Марины...
Как искали "Родину", как прыгали к ней с парашютом спортивные комиссары, как выводили экипаж через тайгу к Амгуни, как разбились, вылетев на радостях к месту посадки, командующий ВВС 2-й Краснознаменной армии комдив Яков Сорокин и штурман "Москвы" комбриг Александр Бряндинский - отдельная тема...
"Родину" же, когда болото замерзло, поставили на шасси и перегнали в Москву
Героических летчиц встречают Хабаровск...
|